Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 113 человек

Коррекция знаний учащихся

Дата: 7 июля в 11:50, Обновлено 7 июля в 14:37

Коррекция знаний учащихся на учебных занятиях посредством реализации дифференцированного и индивидуального подхода.

Зябкина Т.Е.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, т. е. обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.  Моя задача, как учителя - активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения английскому языку.Для этого в своей работе использую современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий,  которые помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей и их уровняобученности.

Учащиеся, которых я обучаю  очень разные. Начну с того, что способности учащихся к изучению английского языка не одинаковы: одним язык даётся легко, другим - с большим трудом. Хочу отметить тот факт, что учебный материал на разных ступенях обучения  усваивается учащимися одного класса по-разному: один легче усваивает лексику в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они легче справляются с заданием по аудированию. Кроме того всегда есть учащиеся с отставанием в освоении программы в силу разных причин: пропускиуроков по болезни, был невнимателен на уроке, не понял объяснения учителя, поленился как следует поработать дома и т.д.  Именно такие учащиеся, нуждаются вкоррекции знаний на уроках английского языка. Так как же научить детей, обучающихся в одном коллективе, с разным уровнем подготовки? Ведь каждый ребенок хочет быть успешным.Я на своих уроках английского языка использую технологию дифференцированного и индивидуального  подхода в целях повышения эффективности учебного процесса и преодоления неуспеваемости. Эти задания можно  использовать на разных этапах урока, а так же при обучении любому виду речевой деятельности (чтению, говорению, аудированию, письму) или при обучении грамматическому и лексическому аспекту речи. Например:

Английская грамматика, особенно система времён, часто вызывает много трудностей у школьников. Взять, например, тренировку времени PresentSimple. Необходимо подготовить задания трёх степеней сложности, в зависимости от уровня овладения уч-ся структурами в PresentSimple.

1.задание предназначено для уч-ся с высокой степенью подготовленности.

Им предлагается описать картинку, на которой представлено несколько действующих лиц. Ученик показывает картинку классу и описывает её.

Другие исправляют ошибки и неточности. В качестве опоры можно дать глаголы в инфинитиве.

2. задание для менее подготовленных учащихся, которые получают задание посмотреть на картинку и ответить на вопросы.

3. задание предлагается учащимся с низким уровнем обученности. Они получают карточки с глаголами в PresentSimple, чтобы перевести.

Такого типа задания использую  при отработке изучения и других времен имногих других грамматических явлений.

Лексика.

Когда проходим  тему «Время» использую следующие задания:

1.задание предназначено для уч-ся с высокой степенью подготовленности: на часах указано время, надо соединить с соответствующими предложениями;  написать, на часах указано время, надо соединить с соответствующими предложениями, задать вопросы; рассказать,что ты делаешь в это время

2. задание для менее подготовленных учащихся, которые получают задание: на часах указано время, надо соединить с соответствующими предложениями, задать вопросы.

3. задание предлагается учащимся с низким уровнем обученности: на часах указано время, надо соединить с соответствующими предложениями.

Лексика в 5-6 классах. Мы часто пишем лексические диктанты, которые проверяют знание значений новых слов по теме и умение их безошибочного написания.

Сильные и средние уч-ся выполняют задание под диктовку. Слабые ученики получают корточки с двумя столбцами слов: 1-ый под цифрами - это русские слова, 2-ой под буквами - английские. Задание: подбери и запиши английские слова, соответствующие русским. Можно дать одинаковое количество слов, а можно написать избыточное количество в столбике с английскими словами.

В 4-м классе при изучении темы «Поры года» использую следующие задания:

1.задание предназначено для уч-ся с высокой степенью подготовленности: даны предложения, их надо дополнить английскими словами,  раскрыв скобки, в скобках записаны слова по-русски; расставить поры года по-порядку, выписать глаголы.

2. задание для менее подготовленных учащихся, которые получают задание:

даны предложения, их надо дополнить английскими словами  раскрыв скобки, в скобках записаны слова по-русски; расставить поры года по-порядку.

 3. задание предлагается учащимся с низким уровнем обученности: даны предложения, их надо дополнить английскими словами  раскрыв скобки, в скобках записаны слова по-русски.

В 5-м классе при изучении темы «Праздники» использую следующие задания:

1.задание предназначено для уч-ся с высокой степенью подготовленности: даны предложения в которых названия праздников записаны по-русски, их необходимо заменить на английские, дописать еще 5 праздников, рассказать просвой любимый праздник.

2. задание для менее подготовленных учащихся, которые получают задание: даны предложения в которых названия праздников записаны по-русски, их необходимо заменить на английские, дописать еще 5 праздников.

3. задание предлагается учащимся с низким уровнем обученности:даны предложения в которых названия праздников записаны по-русски, их необходимо заменить на английские.

В 6-м классе при изучении темы «Еда» использую следующие задания:

1.задание предназначено для уч-ся с высокой степенью подготовленности: дополнить предложения словами из рамки, подчеркнуть глаголы, продолжить рассказ.

2. задание для менее подготовленных учащихся, которые получают задание: дополнить предложения словами из рамки, подчеркнуть глаголы.

3. задание предлагается учащимся с низким уровнем обученности: дополнить предложения словами из рамки.

Чтение. Работа с текстом. Работая с текстом на уроке, можно предложить школьникам такие разно- уровневые задания:

1. сильным – прочитать и ответить верноутверждение или нет; ответить на вопросы к тексту; самим придумать вопросы и задать их друг другу.

2. средним – прочитать и ответить верно утверждение или нет; ответить на вопросы ктексту.

3. слабым – прочитать и ответить верноутверждение или нет

Такого вида задания

1.сильным – прочитать и ответить верно утверждение или нет; найти в тексте главное; описать главного героя

2. средним – прочитать и ответить верно утверждение или нет; найти в тексте главное;

3. слабым – прочитать и ответить верно утверждение или нет

Аудирование. Учащиеся прослушивают текст. Потом им предлагается три типа заданий:

А (сильные) - выбери правильный ответ из трёх предложенных; ответь на вопросы; расставь предложения в логическом порядке, соответствующий тексту;

Б (средние) - выбери правильный ответ из трёх предложенных; ответь на вопросы;

В (слабые) - выбери правильный ответ из трёх предложенных.

Количество предложений в карточках одинаково. Критерии оценивания отличаются. В заданиях А и Б допустимое количество ошибок больше для получения положительной оценки.

Учащиеся прослушивают текст. Потом им предлагается три типа заданий:

А (сильные) –вставить пропущенные  слова в предложение (6-8 слов)

Б (средние) –вставить пропущенные  слова в предложение (3-5слов)

В (слабые) - вставить пропущенные  слова в предложение (1-3слова)

Говорение

А (сильные) –  рассказать текст по опорным словам

Б (средние) – рассказать текст по  данному плану

В (слабые) - рассказать текст (дан текст в котором пропущены слова)

Работа с диалогом

А (сильные) –  поставить предложения в диалоге в правильном порядке и разыграть его; на основе готового диалога составить свой

Б (средние) – поставить предложения в диалоге в правильном порядке и разыграть его.

В (слабые) –разыграть диалог

Приводить примеры заданий с дифференцированной степенью сложности можно долго. Они действительно делают урок эффективным и продуктивным для всех трёх групп учащихся. Следует помнить, что нельзя «записать» раз и навсегда несильного ученика в «неперспективную группу».

Вполне допустимо давать задания, предназначенные для сильных учащихся, менее сильному по его желанию, но никогда - наоборот.

Нельзя считать, что слабые должны работать меньше. Их способности развиваются, а успех приходит в деятельности. Ведь основными задачами дифференцированного подхода в обучении иностранному языку я считаю удовлетворение  познавательных потребностей и сильных и слабых учащихся с учетом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.

Коррекционная работа на уроках русского языка

как средство повышения качества знаний учащихся

Суворова Е.В.

Коррекционная работа проводится на том материале, который является содержанием учебной образовательной программы, т.е. коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным.

Целью коррекционной работы является  восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний .

В своей работе  я использую следующие приёмы обучения на разных этапах урока. Вначале урока создаю «ситуацию на успех». Удачным, на мой взгляд, является эмоциональный настрой,  поэтому в начале урока я использую психологический и организационный настрой, который часто придумываю самостоятельно исходя из темы урока, тщательно  подбираю  занимательный  материал, соответствующий тематике урока:

-  загадки  

-  пословицы

- стихи

-  притчи, басни

На этапе актуализации знаний использую следующие коррекционные  приёмы:

  1. Словесные лабиринты
  2. Изменение направления текста
  3. «Перевертыши»
  4. Слова с «зашумлением»
  5. Анаграммы   (анаграммы с нумерацией)

       Эти коррекционные приёмы оживляют начало урока, повышают интерес детей к изучаемому предмету; развивают у учащихся внимание, кратковременную память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность.

Одним из важнейших этапов урока русского языка является словарная работа.

Представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности, поэтому на этом этапе урока использую различные коррекционные приёмы и упражнения для развития логического мышления, внимания, памяти, восприятия, речи с целью повышения эффективности словарной работы, активности школьников, обеспечения на данном структурном этапе урока его развивающей направленности.

      С помощью коррекционных упражнений учащиеся самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формулируют тему словарной работы.

  1. расположить прямоугольники по степени увеличения точек

  1. внимательно посмотреть на данную запись и назвать два словарных слов

  1. составить слово из букв в кругах в порядке возрастания цифр

  1. анаграммы

ЯИЦАИВА - авиация, ШАФТЛАНД- ландшафт, РГСТРТРЕИАУА - регистратура, ШЕВЯ -  швея    и т. д.

Другой вид упражнений предусматривает работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта.

  1. нужно назвать два слова, которые зашифрованы с помощью чисел. Каждому числу соответствует определённая буква

Первое слово: 5, 1,7, 9, 2, 6, 3, 6, 4.

Второе слово: 11, 3, 10, 8, 12, 2, 4, 1, 5.

Каждому числу соответствует определённая буква:

123456789    10    11    12

АРНМГОСВТ И У    Е

Искомые слова: гастроном, универмаг.

Еще один вид упражнений основан на связи словарного слова с лингвистическим материалом. В зависимости от содержания учебного материала, от цели урока варианты работы могут быть самые разные.

  1. Например, при закреплении материала о глухих и
    звонких согласных предлагаю зачеркнуть глухие согласные в данной цепочке
  2. При изучении темы «Местоимение» предлагаю задание:
    правильно расположить местоимения в порядке их изменения по падежам и соединить буквы в скобках.

мне (Т), меня (И), я (М), обо мне (Г), мной (Н), меня (И).

Для развития логического мышления в работе над словарными словами использую и другие коррекционные приёмы и упражнения:

Слова с «зашумлением»

Приём на использование геометрических знаний.
Дети должны запомнить фигуры и находящиеся в них буквы.
(Время для запоминания - от 30 с. до 1 мин.), после чего фигуры с буквами убираю и показываю те же фигуры без букв в нужной последовательности. Дети должны вспомнить буквы каждой фигуры и составить слово.

Приём на использование знаний по рисованию.
Расположить квадраты с буквами по цветам радуги

Приём недописанных слов

     Немаловажное значение имеют коррекционные приёмы и при закреплении изученного материала на любом другом этапе урока.

    

     Например, при закреплении знаний о глаголах прошедшего времени предлагаю ребятам прочитать 8М8 -сообщение:

  Мыходиливпаркбылотеплоявстретиладругаонподарилцветокяулыбнуласьипоблагодарила.

Затем работаем с текстом: разбиваем на предложения, записываем в тетрадь, выделяем окончания глаголов.

При закреплении знаний о составе слова применяю упражнение «Телефон».       Например:

Образуй и запиши слова из слогов, записанных под цифрами на диске телефона

 

При закреплении знаний об именах существительных использую следующие упражнения:

Приём «Слова в разных направлениях»

- Определите род существительных и запишите их в три столбика

Приём «клякса» можно использовать при изучении любой темы. Например, «Род имён существительных» (клякса упала на слова, остались только окончания)

Упражнение «Расшифруй» при изучении темы «Предложение»  Прочитай пословицу, вычеркнув буквы х и ф. Запиши. Расставь знаки препинания в сложном предложении. Разбери по членам предложения.

Тфрхудф хчфефлохвфехкаф фкохрфмихт хлфенхь фпхорфтихт.

   

 В результате систематического использования коррекционных приёмов и упражнений на уроках русского языка, направленных на развитие мыслительных операций, у учащихся увеличивается скорость и качество письма.

     Коррекционные упражнения направлены не только на развитие мышления, но и на усвоении учениками учебной программы по русскому языку.

Организация сопутствующего повторения как средство коррекции пробелов в знаниях учащихся

Клюева Лилия Михайловна

Любая ошибка превращается из малого «снежка» в

большой «снежный ком» неуспеваемости, если на эту

ошибку сразу же не реагировал учитель при

непрерывном привлечении самого ученика к еѐ

осознанию и последующему труду, направленному на еѐ

полное преодоление.

Я.А. Каменский

Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях обучающихся — одна из наиболее актуальных задач преподавания  математики. Своевременность и тщательность этой работы — залог высоких результатов обучения.

Необходимо проводить мероприятия по выявлению и устранению пробелов в знаниях систематически и планомерно.

Систематическая работа по выявлению и устранению недостатков и пробелов в знаниях учащихся — одно из основных условий повышения качества обучения.

Выявление ошибок осуществляется в ходе проверки письменных работ, устных ответов, само- и взаимоконтроля.

Письменные работы провожу регулярно. Строго слежу за самостоятельностью выполнения. Наиболее эффективными (для выявления ошибок) формами письменных работ считаю:

в начале и конце учебного года — тестирование, в котором четко видны ошибки каждого в отдельности и класса в целом;

в течение учебного года — традиционные контрольные и предшествующие им самостоятельные работы, письменный опрос теоретического материала;

для усвоения контроля «узкой» темы: математические диктанты («Закончи фразу», «Заполни пропуски», «Сформулируй вопрос», «Вычисли устно и запиши ответ»), «Цепочки» (для проверки усвоения знаний с числами и многочленами), минитесты«Верю, не верю» (согласен с утверждением — ставь “+”, не согласен — “–”»). Задания такого типа позволяют быстро и, главное, своевременно обнаружить пробелы в знаниях по изучаемой теме, что полезно и учителю, и учащемуся.

Устная проверка направлена на выявление типичных ошибок конкретной темы и общеучебных умений и навыков. Она эффективна, если направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если стимулирует самостоятельность и творческую активность обучающихся. Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют обучающиеся при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяю вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности. Качество устной проверки зависит от подбора вопросов и последовательности их постановки. Каждый вопрос должен быть логически завершенным, предельно сжатым и точным.

Приемы устной проверки использую на различных этапах урока.

Устные упражнения, проводимые обычно в начале урока, имеют своей основной целью актуализацию знаний, необходимых для последующего объяснения учителя. Они могут выполнять и другие функции — например, использоваться для первичного закрепления материала, при опросе (фронтальном и индивидуальном). Таким образом, учитель сможет связать учебный материал из различных разделов курса, обеспечивая, с одной стороны, систематическое повторение, а с другой стороны, мотивируя более подготовленных учащихся к решению задач повышенной сложности.

При решении геометрических задач важно формировать у учащихся системные знания о свойствах фигур. Очень важно установить взаимосвязь нового материала с тем материалом, который изучался ранее в связи с рассматриваемой фигурой. Например, при изучении окружностей, вписанных в треугольник или описанных около треугольника, рассматривается вопрос о положении центров таких окружностей, в первом случае, в точке пересечения биссектрис треугольника, во втором — в точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам. Если при этом вспомнить изучавшиеся до этого свойства равнобедренных и равносторонних треугольников, то они пополнятся фактом о расположении центров вписанной и описанной окружностей на высоте, проведенной к основанию.

Привитие обучающимся умений и навыков самоконтроля не только позволяет им находить собственные ошибки, но и благотворно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Формы: «Найти и объясни ошибку» (свою, допущенную одноклассником, запланированную преподавателем), «Проверь ответ и пойми ошибку», «Оцени свой ответ».

Взаимоконтроль качества и эффективности учебной деятельности обучающихся помогает учителю осуществлять проверку знаний и содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. «Задай вопрос», «Найди дыру в решении (как в математическом бое) и задай вопрос» (чтобы помочь отвечающему самому найти ошибку), «Дай рецензию ответа», «Объясни решение товарищу», взаимопроверка домашних и проверочных работ, правил, формул, теорем, определений — вот далеко не все формы взаимоконтроля.Взаимопроверка знаний активизирует деятельность обучающихся, повышает интерес к знаниям и нравится им.

На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах обучающихся.

Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно,учителем или обучающимся — в зависимости от рода деятельности. Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных обучающихся, выделить типичные ошибки и основные затруднения обучающихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.

Среднеуспевающие учащиеся работают индивидуально с коррекционными карточками.в которых подробно разобрано задание контрольной работы (в котором учащийся допустил ошибку) и предлагается выполнить аналогичное задание. (Коррекционная карточка составляется по каждому из_предложенных в контрольной работе заданий: в качестве образца предлагается подробное решение задания контрольной работы; для коррекции знаний рекомендуется решить самостоятельно по образцу 1-2 аналогичных задания; после выполнения заданий учитель выдает учащемуся пару к коррекционной карточке с решеными заданиями для организации самопроверки.)

Слабоуспевающим учащимся в работе с коррекционными карточками помогают те, кто наиболее успешно справился с заданиями контрольной работы.

Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки — тоже своего рода недуг. Свести их к минимуму способствуют следующие профилактические меры.

1. Тексты письменных заданий должны быть удобными для восприятия: грамотно сформулированными, хорошо читаемыми.

2. Активная устная отработка основных знаний и умений, регулярный разбор типичных ошибок.

3. При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе формулы, выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму.

4. Подбор заданий, вызывающих интерес, формирующих устойчивое внимание.

5. Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели.

Систематическое приучение к самоконтролю позволяет добиться заметных результатов. При этом растет общая математическая культура обучающихся, их работы и ответы становятся более грамотными.

План ликвидации пробелов знаний

  1. Планировать устный опрос с учетом ликвидации персональных затруднений.
  2. Постоянно включать в устную работу, простые задачи и вопросы на повторение основных тем курса алгебры для поддержания и совершенствования наиболее важных умений.
  3. Включать задания, вызвавшие затруднения, в классные и домашние работы (дифференциация домашних заданий).
  4. Устный счет на каждом уроке. Восстановление и поддержание устных вычислительных навыков, обучение приемам проверки полученных результатов.
  5. Использование математических тренажеров:готовлю дидактический и раздаточный материал, опорные и тренировочные таблицы и т.д., необходимые для организации работы по предупреждению и ликвидации пробелов в знаниях.На уроках изучения нового после объяснения материала провожу коллективный разбор и анализ 2-3 примеров обязательного уровня, затем- самостоятельная  работа с целью проверки первичного усвоения знаний и оценки эффективности используемых мною при объяснении темы методов. На основании полученных результатов определяю содержание уроков закрепления, отработки и корректировки знаний. Не отработав простого, не перехожу к сложному. Для облегчения восприятия, запоминания  провожу анализ и сравнение,использую опорные схемы, стрелки, символы и т.д.

Своевременно ликвидироватьпробелы в знаниях учащихся – значит обеспечить возможностьдальнейшего продвижения ребенкавперед на пути получения новых знаний.

Осуществление контроля деятельности на учебных занятиях – условие своевременной коррекции знаний по предметам естественной направленности

Стасенкова Ж. И.

Осуществление контроля деятельности учащихся  на учебных занятиях является важной и необходимой составной частью учебного процесса и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом обучения на всех его этапах. Механизм контроля в процессе обучения, наряду с контролирующей, выполняет образовательную, воспитательную, диагностическую, прогностическую, развивающую и ориентирующую функции.

Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока.

 Цель - выявить уровень усвоения знаний, умений учащихся, т. е. уровень их учебных достижений, предусмотренный программой, а также провести своевременную коррекцию знаний по предмету.

Так как по Всемирной истории, истории Беларуси и обществоведению не предусмотрены обязательные письменные  контрольные работы, контроль может осуществляться в устной,практической и в письменной форме, а так же в их сочетании.

Выбор формы контроля зависит от содержания и специфики учебного предмета, количества учебных часов, выделяемых на его изучение, этапа изучения темы и планируемых результатов учебной деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Для контроля результатов учебной деятельности учащихся используются различные методы и средства, выбор которых осуществляется учителем. В своей работе я использую различные  виды контроля.

Для систематической и тематической проверки знаний (текущий контроль) на уроках истории и обществоведения  я применяю разные типы и формы: устные, письменные, практические, индивидуальные, фронтальные, групповые.

  1. Устные:

•        пересказ материала учебника;

•        описательный рассказ с опорой на наглядный образ. Например: Средневековый замок;

Рассказ от имени очевидца событий. Например: участник Люблинского сейма.

Слабоуспевающему учащемусяоблегчает работу изложение фактического материала по составленному учителем плану или памятке. Учащимся предлагается заранее составленный план по определенной теме или памятка. С помощью плана или памятки им легче формулировать свои мысли. Кроме того, наличие четкого плана сократит время проведения опроса.Например: тема «Экономическое развитие»(7 класс), пункт «Развитие сельского хозяйства»

План:

  1.  Формы землепользования;
  2. Выращиваемые  растения;
  3. Животные, которых разводили в крестьянских хозяйствах;
  4. Возникновение фольварков
  5. Отработочная повинность-барщина

Изложение материала учащимися с использованием модулей. Например: используя модуль "Война".

1. Причины.

2. Повод.

3. Цели.

4. Участники.

5. Характер

6. Этапы, ход событий.

7. Итоги.

8. Историческое значение

Я использую подобные модули "Революция", "Реформы", "Культура", "Экономическое развитие".

При устном ответе используются задания на сравнение и сопоставление (например, сравнить архитектурные сооружения разных эпох или сравнить художественные стили).

  1.  Письменные.

Индивидуальные письменные задания. Например: дать определение понятиям, альтернативные задания, правильные утверждения отметить знаком "+" и неправильные знаком "-". Письменные задания по раздаточному материалу. Например: Средневековая ярмарка, Мастерская средневекового ремесленника.

Я практикую также исторический диктант - форма письменного контроля знаний и умений учащихся, представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью исторических диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся: знание дат, имен, терминологии и т.д

Использование тестов.

Все большее значение для проверки результатов обучения приобретают тесты - набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися.

Я применяю тесты как для текущего контроля, так и для тематического контроля.

Написание творческих сочинений, эссе использую в курсе обществоведения в качестве домашнего задания на выбор Например: тема «Духовный мир человека» (9 класс), эссе-размышление на тему «Что значит быть духовно богатым человеком?»

III. Практические.

1. Работа с документами

2. Составление таблиц

3. Составлениеи заполнение  схем

4. Составление опорных конспектов

5. Составление планов ответа

Работа с источниками. Это могут письменные источники, а также вещественные источники (например, изображения чего-либо).

 Составление таблиц, всевозможных схем. С таблицами и схемами мне очень нравится работать, так как это позволяет систематизировать материал, способствует его запоминанию.

Для контроля знаний на уроках истории и обществоведения я также применяю индивидуальные (дифференцированные задания для слабых и сильных учеников). Например: карточки с письменными заданиями для слабоуспевающих  учащихся(в частично заполненную таблицу внести недостающую информацию); для сильных сообщения с использованием дополнительной литературы и решение проблемных задач (проанализировать документ, ответить на вопросы к историческому документу).

Использую и фронтальные методы (работа над понятиями, датами, фактическим материалом).

Применяю групповые методы, при работе над творческими заданиями (например: темапо обществоведению «Направленность личности»,  проект:«Пять «Надо», пять «Можно» и пять «Нельзя». (9 класс), решение проблемных задач, работа в группах, подготовка сообщений, работа с документами.

Мною используются нетрадиционные формы контроля:

Составление и отгадывание кроссвордов, филвордов. Чаще всего кроссворды используются в качестве инструмента проверки знаний, приобретенных в ходе изучения пройденного учебного материала. Например, на уроке обобщения знаний по теме. С помощью такого метода можно установить уровень словарного запаса ученика. Такой вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников интереса к учению. Можно использовать как индивидуальные, так и групповые формы. Особенно эффективно с методической точки зрения составление тематических кроссвордов и филвордов: оно требует хорошего знания темы, умение четко формулировать определения понятий, знать историческую терминологию.

Анализ составленных учащимися кроссвордов проводится по таким критериям: а) количество вопросов, в) их качество.

Составление тестов и презентаций самими учащимися я практикую в 10-11 классах, как на уроках истории, так и на уроках обществоведения.

История - это предмет, изучая который, происходящие события рассматриваются во времени и пространстве, поэтому картографические знания находятся в тесной связи с историческими знаниями. Умение пользоваться исторической картой является средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории. Я  систематически использую историческую карту на учебных занятиях, не только для объяснения нового материала, а также и зля осуществления контроля на учебных занятиях. Мною  предлагаются учащимся такие задания:

  • показ на карте исторических объектов;
  • разместить на карте, с помощью магнитов стрелки, значки, для обозначения событий,беседа по карте;
  • постановка вопросов и заданий к карте;
  • сравнивать различные типы исторических карт между собой - для выявления сути явления, процесса, для сравнения географических положений (9-11 классы);
  • нанесение на картосхему городов,  мест событий (6-7 классы).

Правильно организованный, дающий объективные данные контроль деятельности на учебных занятиях - не только метод определения эффективности обучения, но и одно из средств формирования рациональных приемов умственной деятельности и практических умений, стимулирование познавательной активности, а так же является условием для  своевременной коррекции  знаний по предмету.

Сістэмнасць у рабоце над памылкамі

як умова карэкцыі ведаў вучняў

 Базыленка Н.В

       “…Ні пад якім выглядам нельга дапускаць, каб дзеці бачылі, а тым больш пісалі слова арфаграфічна няправільна”.

                                                            Усевалад Аляксандравіч Флёраў, педагог, літаратар.

      У адукацыйным стандарце вучэбнага прадмета «Беларуская мова» гаворыцца, што вучань павінен ведаць арфаграфічныя нормы, знаходзіць у словах арфаграмы,выконваць арфаграфічны разбор слова; павінен валодаць нормамі беларускай мовы; правільна пісаць словы розных часцін мовы ў сукупнасці з вывучанымі арфаграфічнымі правіламі. Але, як паказвае практыка, вучні не заўсёды радуюць сваімі вынікамі.

       Важнае месца ў сістэме навучання правапісу займае работа над памылкамі, якая з’яўляецца сродкам не толькі замацавання арфаграмы, але і сродкам карэкцыі ведаў. Мэта работы над памылкамі заключаецца ў тым, каб растлумачыць арфаграмы, на якія зроблены памылкі, замацаваць навыкі правільнага напісання слоў.

Эфектыўнасць работы над памылкамі ва ўмовах школы залежыць ад:

·     сістэмнасці і сістэматычнасці яе правядзення;

·      разнастайнасці відаў практыкаванняў, накіраваных на замацаванне слаба засвоеных арфаграм;

·       ад наяўнасці індывідуальнага падыходу да кожнага навучэнца.

      Умоўна работу над памылкамі можна падзяліць на 2 віды:

  1. Работа над тыповымі памылкамі вучняў класа, якая выконваецца ў

кантрольных сшытках пасля пісьмовай работы. Выконваецца па звычайнай схеме: пішу правільна – тлумачу – прыклады.

  1. Работа над індывідуальнымі памылкамі, якая выконваецца як у класе,

так і дома.

Паўстае пытанне: як жа не толькі метадычна граматна, але цікава і галоўнае паспяхова арганізаваць работу па карэкцыі арфаграфічных ведаў і ўменняў вучняў? Як зацікавіць, каб работа вялася “не пад прымусам”.

З чаго ж пачаць? У першую чаргу я вызначыла этапы і суадносна прыёмы, метады і формы правядзення карэкцыі арфаграфічных уменняў і навыкаў вучняў.

На першым этапе правядзення карэкцыі уменняў і навыкаў ажыццяўляецца актуалізацыя ведаў.

Я раблю наступным чынам. Вучні самі вызначаюць арфаграму, над якой будуць працаваць (фарміруюцца групы, пары). Напрыклад: 1група - правапіс у і ў; 2 група – правапіс падоўжаных зычных і г.д.

Для ўмення абагульняць і сістэматызаваць пройдзены  матэрыял узнаўляюцца тэарэтычныя веды (вучням не забараняецца карыстацца падручнікамі, дапаможнікамі, даведнікамі). Далей прапаную скласці кластар, схему ці алгарытм па абранай тэме. Калі вучні не спраўляюцца (або не хапае часу), тады прапаную свой варыянт.

На аснове складзенай табліцы праводзіцца калектыўная работа. Пасля ўзнаўлення тэарэтычнага матэрыялу вусна тлумачыцца правапіс пяці-сямі запісаных на дошцы слоў: саўна, ток-шоу, знаёмы унтэр-афіцэр, займацца ўшу, маўзер, радыус. Пры неабходнасці тлумачу лексічнае значэнне слоў.

Для фарміравання арфаграфічнай пільнасці арфаграма вызначаецца і падкрэсліваецца, з апорай на схему, алгарытм ці табліцу, вучні ўжо самі тлумачаць яе напісанне.

Далей вучням прапаную практыкаванні, накіраваныя на замацаванне тэарэтычных ведаў, якія садзейнічаюць развіццю трывалых арфаграфічных уменняў і навыкаў. Заданні да такіх практыкаванняў фармірую ў адпаведнасці з прынцыпам “ад простага –да складанага”.  Для замацавання правільнага навыку напісання арфаграмы мэтазгодна ўключаць яе спачатку ў словы, словазлучэнні і выразы, а затым – у сказы і тэксты. Вельмі важна падчас карэкціроўкі арфаграфічных уменняў, прапануючы заданні рознай складанасці, выкарыстоўваць дэферэнцаваны падыход. Такі прынцып падачы матэрыялу дазваляе настаўніку зрабіць работу на ўроку індывідуальнай, стварыць сітуацыю поспеху.

Для фарміравання арфаграфічнага навыку прапаную наступныя практыкаванні з увагай да вывучаемай арфаграмы:

1.Знайдзі небяспечнае месца      - вымаўляюцца словы, вучні пляскаюць у далоні, калі чуюць гук, якому пры напісанні нельга давяраць.

2. Дыктант з падкрэсліваннем -  у час дыктанта настаўнік пастуквае па стале ў той момант, калі вымаўляецца слова з якой-небудзь арфаграмай. Гэта пастукванне прымушае вучня задумацца, шукаць і знаходзіць правільны адказ. 

3. Каменціраванае пісьмо – напісанне слова тлумачыцца не поўнай фармуліроўкай правіла, як яно падаецца ў падручніку, а  асобнымі каментарымі.

         4. Ускладненае спісванне.

         5. Папераджальны дыктант – вучні знаёмяцца з тэкстам, уважліва чытаюць, разглядаюць арфаграмы, знаходзяць словы на пэўнае  правіла.Тэкст закрываецца. Пасля напісання вучні самастойна правяраюць запісанае.

6.Слоўнікавы дыктант ці арфаграфічная хвілінка.

Варта адзначыць, што падчас выканання прапанаваных практыкаванняў удасканальваюцца і іншыя арфаграфічныя ўменні і навыкі: успрымаць арфаграмы на слых, характарызаваць іх і суадносіць з правіламі; вызначаць фанетычныя, лексічныя, граматычныя  прыметы, ад якіх залежыць правільнае напісанне, класіфікаваць арфаграмы, абгрунтоўваць выбар напісання, спісваць тэкст і тлумачыць напісанне арфаграм у словах.

На наступным этапе карэкціроўкі арфаграфічнага навыку прапануюцца практыкаванні творчага характару на аснове тэксту. Творчыя практыкаванні дапамагаюць замацаваць ужо набытыя ўменні і навыкі і ўдасканальваць іх на аснове маўленчай дзейнасці. Да такіх практыкаванняў можна аднесці адбор тэкстаў з мастацкіх твораў, дзе шырока пададзена вывучаемая арфаграма; творчыя дыктанты, складанне апавядання на лінгвістычную тэму, напісанне сачынення па апорных словах (з вывучаемай арфаграмай), пісьмовыя адказы на пытанні, абагульненне лінгвістычнага матэрыялу ў выглядзе плана апавядання на лінгвістычную тэму, займальныя практыкаванні арфаграфічнага характару, пераказ тэксту і інш.

На апошнім этапе правядзення работы па карэкцыі арфаграфічных уменняў і навыкаў вучняў для праверкі навыку прапаную вучням закончыць выказванні.

У пачатку ўласных назваў пішацца…(У). Пад націскам пішацца…(у). На канцы запазычаных слоў пішацца…(у). У запазычаных словах, якія заканчваюцца на -ум, -ус, і вытворных ад іх пішацца…(у). Літара ў пішацца пасля злучка ці двукосся, калі папярэдняе слова заканчваецца…(на галосны). Пры чаргаванні [л], [в] з [в] пішацца… (ў).

      Такім чынам, правядзенне карэкцыі арфаграфічных навыкаў і ўменняў – дастаткова карпатлівая работа, якая патрабуе ад настаўніка прытрымлівацца прынцыпаў сістэмнасці і паслядоўнасці, рацыянальнага выкарыстання сістэмы практыкаванняў, а ад вучняў – уважлівага стаўлення да захавання паслядоўнасці разумовых аперацый пры напісанні арфаграм. Такая работа будзе садзейнічаць развіццю пазнавальных здольнасцей вучняў і цікавасці да вывучэння арфаграфічных з’яў, дапаможа ўдасканаліць арфаграфічныя ўменні і навыкі.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.